Подход к управлению рисками, значимыми для заинтересованных сторон

Подход к управлению рисками

Цель Системы управления рисками (далее – СУР) – обеспечение достижения стратегических целей ПАО «Транснефть» и основных целей ДПР ПАО «Транснефть».

В Компании внедрено Положение о Системе управления рисками, которое устанавливает общие принципы построения СУР, ее цели и задачи, а также общие подходы к организации, распределение функций и ответственности между субъектами СУР и характер их взаимодействия.

Понимание риска закреплено в Положении о Системе управления рисками, которое определяет риск как влияние неопределенности на достижение целей деятельности в результате наступления случайного события или группы событий.

Взаимодействие субъектов системы управления рисками ПАО «Транснефть»
chart-1Совет директоровПАО«Транснефть»утверждение принципов иподходов корганизацииСУР;утверждение ключевых параметровСУР;утверждение критических рисков;утверждениегодовойотчетности поуправлению рисками, включаяконтроль надежности иэффективностиСУР, атакже анализиоценку исполнения Положения осистеме управления рискамиКомитет поаудитуСовета директоровПАО«Транснефть»Предварительное рассмотрениеиподготовка рекомендаций дляСоветадиректоров повопросам принциповиподходовкорганизацииСУР:ключевых параметровСУР;критических рисков;годовойотчетности поуправлению рисками, включаяконтроль надежности иэффективностиСУР, атакже анализ иоценку исполненияПоложения осистеме управления рискамиПравлениеПАО«Транснефть»утверждениеРегламента поуправлению рисками;согласование ключевых параметровСУР;рассмотрение исогласованиегодовойотчетности поуправлению рисками, включаяконтроль надежности иэффективностиСУР,атакже анализ иоценку исполнения Положения осистеме управления рискамиСоветпоуправлениюрискамиприоритизация рисков длявыявления критических рисков;утверждение владельцев критических рисков;анализ портфеля рисков, стратегии реагирования иперераспределения ресурсов вотношении управления рисками;осуществлениеконтроля запроцессом управления рисками владельцами рисков иструктурными подразделениямиКомпании;рассмотрение иутверждение периодическойотчетности помониторингу критических рисковОтдел оценкирисковобщаякоординация процессов управления рисками, включая мониторинг процесса управления рисками;разработка необходимых методических инормативных документов поуправлению рисками иизменений кним;разработка параметровСУР;организация обучения работниковКомпании вобластиСУР;сопровождение процедур повыявлению иидентификации рисков структурными подразделениямиКомпании, втом числесиспользованием результатовконтрольных процедур подразделений внутреннегоаудита;формирование иактуализация реестров рисковКомпании исогласование доступа кним подразделенийКомпании;консолидация сведений иподготовка материалов повопросамфункционированияСУР, включая все видыотчетности порискам;консультационное иметодическое сопровождение процессов анализа иоценки рисков совместно суполномоченнымиподразделениями;участие вколичественной оценке критических рисковВладельцы рисковУполномоченные подразделенияпоуправлению рискамиВсеструктурные подразделенияКомпанииопределение уполномоченных подразделений,накоторыебудут возложеныфункциипоуправлению выявленными критическимирисками;утверждение ключевых индикаторов риска;утверждение планов мероприятийпоуправлению критическими рисками;согласование периодической игодовойотчетности помониторингу критических рискованализ иоценка критических рисков;разработка мероприятий поуправлениюрисками;контроль мероприятий поуправлению рисками;мониторинг критических рисков;подготовка периодическойотчетностипомониторингу критических рисковвыявление иидентификация рисков;первичный анализ выявленных рисков;осуществление воздействия нарискиКомпании(заисключением критических)

Управление рисками

В процессе управления рисками Группа Транснефть стремится к максимально эффективному взаимодействию со всеми своими заинтересованными сторонами. В таблице приведены сведения об управлении критическими и наиболее значимыми рисками ПАО «Транснефть», затрагивающими заинтересованные стороны.

Основой для отнесения риска к критическим являются ключевые параметры Системы управления рисками, ежегодно утверждаемые Советом директоров Компании. Перечень критических рисков на 2018 год был утвержден Советом директоров ПАО «Транснефть». В 2018 году реестр рисков был актуализирован для дальнейшей приоритизации и утверждения перечня критических рисков на 2019 год. Приоритизация рисков проведена решением Совета по управлению рисками 10.10.2018 (протокол № 6). Перечень критических рисков на 2019 год утвержден решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 11.12.2018 (протокол № 19).

GRI 102-15
Сведения об управлении критическими и наиболее значимыми рисками ПАО «Транснефть»
Риски Затрагиваемые заинтересованные стороны Меры, принимаемые для снижения вероятности реализации и смягчения последствий реализовавшихся рисков
Валютные и процентные риски
  • Инвестиционное сообщество
  • Поставщики заемного капитала
  • Потребители
  • Работники ПАО «Транснефть»
  • Поставщики и подрядчики
  • Органы государственного управления
  • Органы государственного надзора и контроля
  • Органы местного самоуправления
  • Выявление и идентификация валютных и процентных рисков
  • Анализ и оценки валютных и процентных рисков.
  • Мониторинг и пересмотр валютных и процентных рисков
  • Применение инструментов управления валютными и процентными рисками
  • Контроль эффективности и результативности управления валютными и процентными рисками
Государственное регулирование тарифов на транспортировку нефти/нефтепродуктов
  • Инвестиционное сообщество
  • Поставщики заемного капитала
  • Потребители
  • Работники ПАО «Транснефть»
  • Органы государственного управления
  • Органы государственного надзора и контроля
  • Органы местного самоуправления
  • Поставщики и подрядчики
  • Взаимодействие с ФАС России по вопросам планового (при необходимости – внепланового) пересмотра тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов, а также по вопросам установления и отмены тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов
  • Взаимодействие с ФАС России по вопросам установления (пересмотра, отмены) согласованных тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов
  • Взаимодействие с ФОИВ по вопросу ценового дерегулирования транспортировки нефтепродуктов
Фискальные риски
  • Инвестиционное сообщество
  • Поставщики заемного капитала
  • Потребители
  • Поставщики и подрядчики
  • Органы государственного управления
  • Органы государственного надзора и контроля
  • Органы местного самоуправления
  • Мониторинг изменения налогового законодательства, изучение законопроектов, вносимых на рассмотрение Государственной Думы
  • Мониторинг специализированной прессы и прочих информационных ресурсов
  • Мониторинг законодательства и арбитражной практики
  • Корректировка статей бюджета на основании изменений в законодательстве, налогообложении, таможенном регулировании, социальном и пенсионном страховании
  • Анализ отдельных аспектов деятельности и проектов для учета налоговых рисков
  • Корректировка учетной политики и других методических документов
Акт незаконного вмешательства, в том числе террористический акт или покушение на его совершение
  • Инвестиционное сообщество
  • Поставщики заемного капитала
  • Потребители
  • Работники ПАО «Транснефть»
  • Органы государственного управления
  • Органы государственного надзора и контроля
  • Органы местного самоуправления
  • Население регионов присутствия
  • Общественные экологические организации
  • Определение перечня объектов МТ, охраняемых ведомственной охраной
  • Организация и контроль работы по категорированию объектов ОСТ, подлежащих охране, и составлению паспортов безопасности объектов ТЭК
  • Организация контроля за деятельностью подразделений безопасности ОСТ и ООО «Транснефть - Охрана» при решении задач по обеспечению безопасности объектов МТ
  • Оценка состояния объектов ИТСО в ходе реализации программ технического перевооружения и реконструкции, капитального ремонта (ТПРиКР), а также инвестиционных программ (ИП) Компании
  • Осуществление контроля за исполнением планов дополнительных мер по антитеррористической защищенности объектов и персонала организаций системы «Транснефть», разработанных в организациях системы «Транснефть» при введении установленных законодательством Российской Федерации уровней террористической опасности
  • Обеспечение участия подразделений безопасности ОСТ и ведомственной охраны в проводимых МВД России оперативно-профилактических мероприятиях «Нефть-ГСМ»
  • Организация проведения заседаний Комиссии по антитеррористической защищенности объектов ПАО «Транснефть» и ОСТ
  • Исполнение решений Комиссии по антитеррористической защищенности объектов ПАО «Транснефть» и ОСТ
  • Совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК
  • Организация проведения учений и тренировок на охраняемых ведомственной охраной объектах ПАО «Транснефть» и ОСТ
Отключение внешнего электроснабжения объектов ПАО «Транснефть»
  • Инвестиционное сообщество
  • Потребители
  • Работники ПАО «Транснефть»
  • Органы государственного управления
  • Органы государственного надзора и контроля
  • Органы местного самоуправления
  • Население регионов присутствия
  • Поставщики и подрядчики
  • Общественные экологические организации
  • Согласование ОСТ заявок на изменение эксплуатационного состояния электрооборудования в соответствии с действующими внутренними нормативными актами на основании анализа прилегающей сети
  • Доведение информации до ОСТ о снижении надежности электроснабжения на основании анализа ежемесячных графиков ремонтов электросетевого оборудования
  • Проведение совместно с персоналом ПАО «Россети» осмотров ВЛ, обеспечивающих внешнее электроснабжение объектов ОСТ
Риск изменения законодательных и нормативно- правовых актов, устанавливающих и регулирующих технические требования
  • Инвестиционное сообщество
  • Поставщики заемного капитала
  • Потребители
  • Органы государственного управления
  • Органы государственного надзора и контроля
  • Органы местного самоуправления
  • Поставщики и подрядчики
  • Мониторинг опубликования проектов нормативных правовых актов, устанавливающих и регулирующих требования в области технического регулирования, анализ и установление степени возможного их влияния на производственную деятельность Компании, а также разработка и реализация мероприятий по избеганию или снижению уровня риска возможных последствий изменений законодательных и нормативных требований в указанной области
Риск отзыва лицензии банка-контрагента
  • Инвестиционное сообщество
  • Поставщики заемного капитала
  • Потребители
  • Работники ПАО «Транснефть»
  • Поставщики и подрядчики
  • Установление лимитов на операции с банками-контрагентами
  • Контроль соблюдения установленных лимитов
  • Мониторинг кредитоспособности банков-контрагентов
Международные санкции
  • Инвестиционное сообщество
  • Поставщики заемного капитала
  • Потребители
  • Работники ПАО «Транснефть»
  • Органы государственного управления
  • Органы государственного надзора и контроля
  • Поставщики и подрядчики
  • Участие в выработке комплексных мер противодействия ограничительным мерам на государственном уровне (в том числе через МПК/ СМПК, деловые советы, профильные комиссии и комитеты)
  • Поиск, установление и развитие контактов с соответствующими структурами в зарубежных странах, влияющими на принятие решений и выявление возможностей обхода ограничительных мер
  • Подготовка предложений по получению доступа к услугам и технологиям за счет использования нейтральных или дружественных юрисдикций, альтернативных поставщиков
  • Мониторинг и анализ проектов законодательных актов, принятия законов, выхода официальных пресс-релизов ответственных ведомств США и ЕС по санкционной тематике
Кадровые и социальные риски
  • Работники ПАО «Транснефть»
  • Профессиональные ассоциации
  • Органы государственного управления
  • Органы местного самоуправления
  • Население регионов присутствия
  • Поставщики и подрядчики
  • Социальные и благотворительные организации
  • Образовательные организации
  • Обеспечение укомплектованности организаций системы ПАО «Транснефть» высококвалифицированными кадрами и поддержание уровня их стабильности
  • Совершенствование и повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с направлениями инновационного развития Компании
  • Повышение гибкости систем материального и нематериального стимулирования с учетом региональных факторов и ситуации на рынке труда, обеспечение конкурентной оплаты труда
  • Совершенствование системы управления производительностью труда, в т. ч. за счет внедрения инноваций, современного оборудования и новых технологий, направленных на снижение трудозатрат
Репутационные риски
  • Инвестиционное сообщество
  • Поставщики заемного капитала
  • Потребители
  • Работники ПАО «Транснефть»
  • Профессиональные ассоциации
  • Органы государственного управления
  • Органы государственного надзора и контроля
  • Органы местного самоуправления
  • Население регионов присутствия
  • Поставщики и подрядчики
  • Бизнес-сообщество
  • Социальные и благотворительные организации
  • Общественные экологические организации
  • Образовательные организации
  • Научное сообщество
  • СМИ
  • Выполнение отраслевых стандартов по промышленной безопасности и мероприятия по обеспечению надежности функционирования оборудования позволяют гарантировать клиентам Компании стабильно высокое качество оказываемых услуг
  • Предупреждение коррупционных проявлений

Система внутреннего контроля

Система внутреннего контроля ПАО «Транснефть» — это составляющая системы корпоративного управления, она направлена на предупреждение и выявление негативных событий в Компании. Политика ПАО «Транснефть» в области внутреннего контроля закреплена в Положении о процедурах внутреннего контроля. Внутренний контроль осуществляется уполномоченными подразделениями ПАО «Транснефть», отдельное структурное подразделение по внутреннему контролю отсутствует.

Система внутреннего аудита

Внутренний аудит — деятельность, целью которой является содействие органам управления Компании, организаций системы «Транснефти» в повышении эффективности управления системой «Транснефти», Компанией, ОСТ, совершенствовании их финансово-хозяйственной деятельности путем системного и последовательного подхода к анализу и оценке системы управления рисками, внутреннего контроля, а также корпоративного управления системы «Транснефти», Компании, ОСТ.

Функционирование системы внутреннего аудита определяется Положением о внутреннем аудите. Функцию внутреннего аудита в Компании и ОСТ осуществляет департамент внутреннего аудита и анализа основных направлений деятельности.

Деятельность в рамках внутреннего аудита осуществляется по нескольким направлениям:

  • Оценка эффективности системы внутреннего контроля.
  • Оценка эффективности системы управления рисками.
  • Оценка корпоративного управления.

По итогам деятельности за 2018 год Комитет по аудиту при Совете директоров Компании признал:

  • эффективным осуществление функции внутреннего аудита в Компании и ОСТ;
  • отсутствие в 2018 году существенных ограничений и угроз независимости осуществления функций внутреннего аудита и объективности мнения внутренних аудиторов в Компании и ОСТ.

Совет директоров Компании утвердил отчет по результатам деятельности подразделения внутреннего аудита за 2018 год.

Внешний аудит

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации для независимой проверки и подтверждения достоверности годовой финансовой отчетности Компания на основании результатов открытого конкурса заключает договор с внешним аудитором. В 2018 году победителем конкурса признано АО «КПМГ».

Подробнее о системе рисков и системе контроля см.

Годовой отчет ПАО «Транснефть» за 2018 год